❤️«Легенду о добром сердце» (6+) покажут в воронежском театре кукол им. В.А. Вольховского 1 февраля.
Спектакль по мотивам сказки словацкого писателя Ярослава Водражека «О пугале» вернулся на сцену театра в 2022 году – спустя 33 года после премьеры. Постановку режиссера Валерия Вольховского восстановили участница одного из первых составов, заслуженная артистка УССР Татьяна Сезоненко и главный художник театра, заслуженный художник России Елена Луценко.
Это трогательная история о дружбе огородного пугала Страшко с добрым сердцем-колокольчиком и аистенка Айко.
Действия сказки развиваются на старинном письменном столе, где артисты ловко меняют кукол и декорации. В ход идет все – изящная овальная рама от зеркала становится дуплом гостеприимной Ивы, а зеркало, помещенное в ящик стола, – озером.
В спектакле сохранили оригинальные куклы и декорации, музыку Вивальди и Альбинони, стихи Тарковского, Толстого, Барто, Тувима.
«Легенду о добром сердце» собирали буквально по крупицам. Видеоверсии спектакля не сохранилось, авторская редакция сценария Вольховского была утеряна. Из участников первоначальной постановки остались только художник Елена Луценко, актриса Татьяна Сезоненко и ее партнер по спектаклю Михаил Мальцев.
Методом проб и ошибок мы сумели все восстановить. И, конечно, благодаря нашим актерам, которые это воплотили. Вольховский всегда говорил: «Работайте не вширь, а в глубину». В глубине мы, возможно, попытались пойти дальше, раскрыв в большей степени человеческие взаимоотношения. Сам Валерий Аркадьевич ставил спектакли о том, что у него или очень сильно болит, или лично о себе, своей семье. Тот же «Озерный мальчик», например, посвящен его сыну. В «Легенде о добром сердце» он тоже показал свои личные переживания, – вспоминала Татьяна Сезоненко.
Вторую жизнь куклам подарила главный художник театра Елена Луценко, которая придумала образ персонажей еще для первоначальной постановки.
В театре куков режиссер и художник как одно целое, их нельзя разделить. Каждый спектакль придумывается вместе: прорабатываются образы, системы куков, обсуждается место действия. Зрителю должно быть понятно, в каких моментах за повествование отвечает актер, а в каких эмоции может выразить только кукла. Эта сказка родилась, когда мы были с Валерием Аркадьевичем на творческой лаборатории в Свердловске. Я рисовала ему так называемые «почеркушки» – наброски кукол, а он смотрел и говорил, что надо поправить. Например, шляпу и колокольчик вместо сердца Страшко придумал Валерий Аркадьевич, я просто перенесла его мысли на бумагу, – рассказала Елена Луценко.
Работа по реставрации кукол оказалась очень кропотливой. Время не пощадило тряпочных героев: поролон в головке пугала истлел, у Лисы рассыпались лапы, вся механика пришла в негодность – пришлось разбирать и собирать детали заново. Теперь у рыжей плутовки появились симпатичные синтепоновые лапки, снова стала блестеть шерстка. Между прочим, шуба у Лисы модная – с мелированием. Эффекта переливающейся шерсти Елене Леонидовне удалось достичь за счет разных по тону распущенных лент для девичьих бантов.
Проще сделать новую куклу, чем отреставрировать старую. Сложнее всего мне далось пугало, потому что его лицо по текстуре похоже на скульптуру. Нужно было сшить его не таким, каким я сейчас хотела бы видеть, а повторить с точностью оригинал. Когда готового Страшко сфотографировали для рекламного баннера, я поняла, что получилась не та кукла, – она не живая. Что делать, не знаю. Уже все ушли из театра, я осталась одна. Поставила его на стол и принялась разглядывать. Потом взяла ножницы и все распорола. Заново набила синтепоном голову, увеличила лоб, добавила соломки под шляпу. Еще дольше возилась надо ртом, пока не добилась нужной улыбки. Только когда, наконец, увидела перед собой прежнего Страшко, со спокойной совестью ушла домой. — поделилась воспоминаниями Елена Луценко.