Сегодня — день абсурда. Как тут не вспомнить проходящую в МАММ выставку работ Павла Пепперштейна «Алиса в Стране чудес и в Зазеркалье».
Автора этих сказок Льюиса Кэрролла называют одним из основоположников абсурдизма в литературе. Однако его тексты кажутся алогичными лишь на первый взгляд. На самом деле Страна чудес и Зазеркалье просто существуют по другим, непривычным для нас законам. Математик и философ Льюис Кэрролл придумал для этих вселенных особую логику. Это касается и поведения персонажей, и течения времени, и расположения объектов в пространстве.
Но как может художник передать что-то из этого в иллюстрации? Павел Пепперштейн предлагает нам любопытное изображение столика, на котором Алиса обнаружила загадочный пузырек с надписью «Выпей меня». Плоскости столешницы и основания развернуты прямо на нас, из-за чего ножка кажется приклеенной к этим кружочкам. Однако пузырек изображен так, будто он стоит на горизонтально ориентированной поверхности. То есть, мы видим столик одновременно и сверху, и сбоку.
В Стране чудес Алиса неоднократно встречает знакомые ей предметы, существующие и в реальном мире, но при этом ее преследует чувство «неправильности» происходящего. И виной тому, конечно, не только странные диалоги с обитателями фантастической вселенной, но и смещение привычных пространственных и временных координат. Она невероятно долго падала в кроличью нору и была на бесконечном чаепитии, а также постоянно натыкалась на предметы, появляющиеся из ниоткуда, резко росла и уменьшалась.
Подобный слом пространственно-временного континуума и показывает Пепперштейн, соединяя в одном изображении разные ракурсы столика. Ведь Алиса действительно видела его и сбоку, когда была обычного роста, и снизу, когда выпила уменьшающий напиток, и сверху, когда съела увеличивающее печенье.
Выставка «Алиса в Стране чудес и в Зазеркалье» открыта до 15 декабря.