Выставочный проект «Сергей Эйзенштейн. Контуры замысла» открыт в галерее Веллум ко дню рождения великого режиссера и 80-летию создания исторической киноэпопеи «Иван Грозный».
Сергей Эйзенштейн (1898-1948) — знаковое имя в искусстве и кинематографе. Он начинал свою карьеру в театре Мейерхольда, откуда перенес метод биомеханики на экран. Его заслуги в мире кино известны, но есть моменты, которых не было в исторической реальности, а благодаря Эйзенштейну мы представляем их именно так, как он показывал в фильмах, например, взятие Зимнего Дворца.
На выставке представлены только графические работы Сергея Эйзенштейна, но создается ощущение, что экспозиция о чем-то другом. Стоит посмотреть на экспрессивные острые рисунки автора, чтобы понять, каким он хотел показать Ивана Грозного, его внутренний мир, который переходит в его деяния и окружение. Весь фильм пронизан воздействием на зрителя в лучших традициях авангарда: гротескная мимика, жестикуляция, грим, резкие движения, острые ракурсы и освещение, воздействие цвета в отдельных сценах фильма.
В создании фильма было много интересного. Съемочная группа была эвакуирована в Алма-Аты, не хватало реквизита. Из Москвы пришло указание, чтобы музеи оказали полное содействие съёмкам, и в фильме использованы оригинальные экспонаты церковного обихода из музеев, например, митрополичьи облачения и разные пелены. Режиссера берегли и давали ему всё самое лучшее, даже предметы 16-го века. Каждый может сформировать своё мнение о том, как снят этот фильм, историчен он или лишь несет советскую пропаганду, так как мало кто достоверно знает, как оно было. Историю пишут люди, а люди воспринимают всё лишь с высоты своего личного опыта. И здесь тоже о глубоком воздействии медиа на людей.