В Государственном музее А.С. Пушкина проходит выставка «Чтобы помнили…», призванная рассказать историю подвига музейных работников Ленинграда и пригородных дворцов-музеев.
Залы музея постепенно раскрывают историю бытования Антирелигиозного музея, находившегося в стенах Исаакиевского собора с довоенных времен. Вы увидите предметы, отправленные летом 1941 года из музея в эвакуацию, например картину К. Рейхерта «Галилей перед судом инквизиции», а также те, которые остались в Ленинграде, например легендарный маятник Фуко – бронзовый шар весом 54 кг, долгое время бывший одним из символов Исаакиевского собора.
Далее рассказ продолжают воспоминания и дневники музейных работников собора и пригородных дворцов в тяжелейшее время блокады. Оказывается, еще в 1936 году были составлен перечень предметов, требующих немедленной эвакуации в случае войны или других катастроф. Сначала планировалось вывозить фонды в Сарапул (Мордовия) и Нижний Новгород, но после первых бомбардировок стало понятно, что Горький не подходит для эвакуации.
Не всё удалось вывезти в глубь страны. Часть раритетов из пригородных дворцов-музеев замуровали в дворцовых подвалах или закопали в парках. Музейные ценности, которые не удалось эвакуировать, отправили в Ленинград. И Исаакиевский собор стал хранилищем не только своих фондов, но и дворцов-музеев. А сотрудники жили тут же, в насквозь промёрзшем соборе, который с одной стороны защищал от бомбежек, а с другой своим холодом и влажностью угрожал сохранности экспонатов, а людей пробирал до костей, медленно подтачивая их здоровье.
Годы войны привели художественно-декоративное убранство собора в тяжелейшее состояние, несмотря на героический труд людей, старавшихся сберечь наше наследие. Гибли фрески, осыпался красочный слой, мутнел лак, между штукатуркой и стеной образовывались пустоты. Эти причины привели к гибели двух росписей П.В, Басина в парусах плафона северо-восточного купола – «Святой Иосиф Обручник» и «Святой Иосиф Аримафеский». Ущерб, нанесенный памятнику, был оценен в 2307500 рублей.
Последний зал рассказывает уже о подвиге реставраторов, которые в послевоенные голодные годы начали спасать собор. Реставрация и восстановление дворов-музеев происходят до сих пор. Выставка не только дает возможность поклониться людям, ценой своей жизни спасавшим сокровища нашей Родины, но воинам, не сдавшим Ленинград, и труженикам тыла, которые обеспечили своим трудом возможность спасти предметы искусства и культуры.
Выставка получилась очень сильной и, одновременно, невероятно трогательной. Она о людях, о судьбах, о выборе, о следовании своим путём. Здесь вы найдете много рассказов, воспоминаний, цитат и сможете хоть ненадолго оказаться рядом с теми, благодаря кому мы не потеряли часть нашего наследия.