Апокалипсис. Конь бледный и конь вороной
Я сегодня съездила в музей архитектуры на три выставки (все они под одним билетом). Подробнее о них расскажу чуть позже, а сейчас хочу уделить внимание одной, которая произвела на меня сильное впечатление!
Всего лишь три небольших зала, посвященные затопленному Троицкому Макарьевскому монастырю в Калязине, где представлены его оригинальные фрески. Как можно было ~150 фресок 17 века (а я напомню, что это роспись по сырой штукатурке) отделить от стен с сохранением всех красок и перевезти в хранилище музейного фонда - это отдельный разговор о людях-мастерах своего дела. Но какие там сюжеты!
Одна прекрасная волшебница, когда увидела, что я стою и долго смотрю на сюжет с Адамом, Евой и змеем-искусителем, подошла ко мне и поведала сколько секретов, скрытых от незнающего зрителя. Не могу вам их написать, потому что это не мой труд. Но могу рассказать об одной фреске с необычной деталью:
Перед вами сюжет из цикла Апокалипсиса «Конь бледный и конь вороной», 1654 год. Это два из четырех всадников Апокалипсиса соответственно. На вороном коне сидит фигура, символизирующая голод. В её руках весы как мера, сколько «зерна, хлеба, денег» ещё осталось. На бледном коне - смерть. Но вы обратите внимание, что она изображена не канонично с косой, а с пищалью! Огнестрельное оружие, бывшее тогда в широком ходу! Где это видано - а вот в Калязине видали.
Идите, смотрите, наслаждайтесь. Если к вам подойдёт волшебница (музейный работник) и начнет рассказывать о выставке - слушайте во все уши! Я обошла три выставки сегодня и она была моим самым ярким впечатлением!