В петербургской галерее Anna Nova открылась выставка «Над Водой» Дениса Патракеева. Мы задали художнику несколько вопросов о его первом за шесть лет персональном проекте и работе с природными материалами.
— Это ваша первая персональная выставка за последние шесть лет. Расскажите, о чем она?
Выставочный проект называется «Над Водой». Над водой — это там, где можно дышать, а не захлебываться, где можно летать или парить. Мне хотелось средствами духа времени, современного искусства как языка, приблизиться к духу вечности.
Я хотел создать пространство на границе чуда и смысла. Творчество — это движение к непостижимому, и чтобы что-то понять, нужно уметь изумляться. Эта выставка — песня о Логосе, своего рода благодарность Богу и ближнему, ведь без зрителя никакое произведение искусства несущественно.
— Вы работаете с камнем, деревом, металлом, бронзой. В чем заключаются особенности работы с такими материалами?
Очень часто материал «ведет» художника. При работе с той или иной материей открываются ее свойства. Иногда свойства, например, бронзы и камня, соединяются в комбинации, и получается художественный объект, имеющий смысловую нагрузку. Я не всегда задаю изначальный смысл объекту: скорее, создаю условие, чтобы он случился. Это похоже на проращивание семян.
— На выставке представлен также ваш видеоарт. Как вы выбираете технику для выражения той или иной идеи?
Для меня важно создать конечное высказывание, и для этого я использую возможные средства. Важен свет, пронизанность светом. В этом смысле видео, как искусство, созданное через свет, очень подходит. И в выставочном пространстве уравновешивает тяжесть камня и бронзы. Я смотрю на пространство как на музыкальное произведение. Оно как бы звучит: где-то тяжелее — это басовые, где-то нужно пустить более легкую мелодию, но важно, чтобы все сплеталось в гармонию.
— Что для вас важнее — процесс создания работы или ее финальное воплощение?
Важно все, но с разной степенью. Искусство — это своего рода «духовная пища», которую я как художник предлагаю людям. Ведь замысел, зародившийся внутри, зреет, как плод, требует труда и напряжения, части тебя. Он истощает, но это истощение дает место для нового роста. Происходит дарование, освобождение и обновление — обогащение новым опытом. Конечно, самый тонкий момент — это когда в выставочном зале все сложилось: выставлен последний свет, тишина, час до прихода первых посетителей. Это момент тихой радости, когда сделал, что должен и мог, и отдаешь.
— Что бы вы посоветовали гостям выставки перед посещением?
Хочу пожелать смотреть с детской непосредственностью. Вообще, быть проще и радостней, смотреть сердцем, а не головой. Тогда можно начать понимать язык творения, вложенный в каждого из нас.
Выставку можно посетить до 10 августа.